Итоги сезона 2015 | Заметки пчеловода

История и итоги сезона 2015

Опубликовано от 31.10.2015

Итоги сезона 2015

Приветствую вас, друзья, на своём блоге «Заметки пчеловода». Наконец-то мой творческий кризис завершился. Вечера сейчас длинные, а это значит что  времени для посиделок за компьютером теперь много и будем надеяться, что встречаться на просторах всемирной паутины станем чуточку чаще. Из этой статьи вы подробно узнаете чем я занимался всё лето, о чём думал, какие выводы сделаны и какие цели поставлены на будущий год. Поехали…

Рой заходит в улей

Как вы помните, сезон начался с постановки ловушек. Целью было начать заниматься пчеловодством с минимальными вложениями, поэтому покупать пчел я не собирался. Из шести ловушек сработали только три. Это результат, на который я никак не рассчитывал при всём при том, что фактически «реальной семьёй» оказался только один рой. Остальные два — поройки с неплодными матками. В одном поройке матка пошла на облет и потерялась ещё когда ловушка висела на дереве, и в конечном счёте роёк отрутневел. Когда привёз его на точок, увидел горсть пчел и трутневый расплод. Ничего исправлять не стал и просто высыпал пчел в траву неподалеку.

Семья трутовка

Второй пороек также был слабый и с неплодной маткой. И по закону подлости она тоже потерялась при облете. Когда по всем срокам матка должна была начать червить, а засева всё небыло, я принял решение провести очередной эксперимент — попробовать дать суточный, чтобы роёк вывел себе новую матку, хотя понимал, что мало того сроки поджимают, так ещё и особо вскармливать и греть ни маточник, ни будущий расплод некому, а подсиливать ресурсов нет. Из единственной более менее состоявшейся семьи я всё же взял рамку с разновозрастным расплодом и перенёс к своим сиротам. Тем самым дал шанс.

Пороек

Прошло время, потянули маточники, затем вышла матка, облетелась и начала сеять. Но можно представить какой был период в этой семейке без расплода, без смены пчёл. И червление началось только в начале сентября.., когда уже по хорошему матке бы сокращать яйцекладку. Но деваться некуда, раз начал эксперимент, надо продолжать. Когда матка вышла, подсилил рамкой с расплодом на выходе, размером с ладошку и небольшим количеством пчел.

Подкормка пчел из пакетов

Сразу после поимки роёв раздал по порции сиропа с Хитомилом. Затем кормил эти две семьи первую половину сентября уже в зиму. Кормил из пакетов. Я не знаю почему некоторым пчеловодам этот способ не нравится. Меня он более чем устраивает. Самый большой плюс в том, что сироп не скисает очень долго. В кормушке же — один  день, а на следующий, если пчелки по какой-то причине не выбрали, то уже хорошенько подумаешь подливать свежий сироп в старый или нет. А во-вторых, осенью уже взятка практически нет и спровоцировать воровство можно очень легко. Разливая сироп по кормушкам непосредственно в улье с открытой крышкой мы волей-неволей возбуждаем пчёл, привлекаем воровок. Хорошо, если пасека сильная и ульи герметичные, а если нет?! Я подкормкой из пакетов очень доволен.

Пакеты с подкормкой для пчел

Если у кого-то ульи лежаки, например, и пространство под крышкой не позволяет разместить там пакеты с кормом, то можно класть их за диафрагму в пустое пространство улья. Пчёлы оттуда берут не так охотно, как сверху, но тем не менее способ рабочий и его можно при необходимости использовать. Кстати, я нашел вот такие раритетные самодельные боковые деревянные кормушки. Конечно использовать их я не стану, но в качестве музейного экспоната сохранить стоит.

Деревянные боковые кормушки

Достаточно сильная семья получилась из первого роя. На момент сборки гнезда на зиму они занимали полных девять рамок. Да, я в десятирамочный улей из ППС поставил на зиму девять рамок без диафрагм, от стенки до стенки. Рамки не совсем стандартные, кустарные, плюс я делал улочки чуть шире, поэтому так и вышло, но это не проблема. Одну кормовую отдал слабой семейке. До этого так же периодически сокращая гнездо, отбирал лишние кормовые и ставил в слабую семейку за диафраму, чтобы выбирали.

Очередной осмотр пойманного роя

Слабая семья очень плохо брала сироп. Если в сильную я давал за раз по три пакета с двумя литрами сиропа в каждом и через пару дней они уже были пустыми, то слабая литр-два выбирала неделю. Ну что тут скажешь — пчелы мало, некому попросту было работать.  Отсюда следует, что корма в этой семейке мало. Что-то они конечно успели себе принести, что-то я дал сиропом, что-то мёдом с сильной семьи, но всё равно мало.

На момент крайнего осмотра в сильной было две расплода из девяти, остальные буквально до отказа залиты и запечатаны. В слабой из шести — четыре расплода и две кормовых. Что делать? Каким образом восполнить дефицит кормов? Буду пробовать давать канди уже с декабря.

Бивароол от клеща

В октябре произвёл двукратную обработку от варроатоза при помощи Бивароола. Это лекарство, действующее вещество в котором флувалинат. Предварительно ещё раз дал по 0,5 медовой сыты с Хитомилом. Как ни странно, несмотря на то что было уже достаточно поздно и прохладно — выбрали. В слабой семейке грамм 50 в пакете осталось.

Панорамная крыша для улья из пенополистирола

Реализовал свою идею по поводу импровизированной панорамной крыши для ППС улья. Взял обычный белый сотовый поликарбонат, вырезал по размеру и положил поверх рамок на стенки улья. На зиму так же из поликарбоната вырезал полосочки-рельсы, чтобы образовался зазор между панорамной крышей и верхними брусками рамок для прохода пчел зимой. С панорамой этот зазор практически постоянный по всей площади, чего не скажешь о пленке — она всё равно где-то провисает и касается брусков.

Рельсы для перехода клуба зимой

В общем мне показалось удобно. Можно в любой момент поднять крышку и через панораму посмотреть на семью, сделать какие-то предварительные выводы, не открывая и не охлаждая сильно, не беспокоя пчел. Единственный вопрос: как давать канди? Убирать и стелить плёнку? Посмотрим.

Зимовать слабую семью я оставил в спартанских условиях — с минимумом кормов и в деревянном улье. Сильная — в ППС. Буду заносить в помещение или оставлю на улице пока не решил.

Мёд конечно же я в этом году не качал, ничего у пчёл не «воровал», всё оставил пчёлкам на зиму.

Пока я занимался повседневными делами, кое-кто тоже налаживал свой быт, причём весьма успешно. В деревянном улье поселилась пара сердитых мышей. Как-то при очередном осмотре я обнаружил гнездо прямо между холстиком и подушкой. Открыл улей, поднял подушку и какой-то серый комок резко шмыгнул в пространство между боковой стенкой и диафрагмой. По следам жизнедеятельности идентифицировать лазутчика было не сложно. Как её поймать, чтобы она не сбежала? Поставил мышеловку прямо на подушку сверху. На следующий день жадный и любопытный диверсант был пойман, но праздновать победу оказалось рано — в улье была ещё одна мышь. Отчаянным и пристальным взглядом она смотрела на меня из глубины улья, а я на неё и…. и  я моргнул первым) За это сразу же решительно и бесцеремонно  пришлось победить врага диафрагмой, которую, кстати, она не слабо покромсала (не в бою, а раньше))). Жестоко, но что поделать, на войне как на войне.

Мышь погрызла пенополистирол

Я до этого не видел, чтобы мыши так грызли ППС, в моей практике это впервые. Холода почуяли мышки, а в улье тепло, сухо, да ещё и еда есть, вот и лезут. Мыши — одна из причин неблагополучной зимовки! Так что принимаем меры по борьбе с грызунами своевременно.

Уховёртки в улье

Ещё кое-какие интересные наблюдения. Знакомо ли вам насекомое по фамилии Уховёртка? Всем знакомо. У нас его называют просто двухвостка. Насекомое довольно неприятное, но особых хлопот как-то раньше не доставляло. Ну заводится в ульях, ну поднимешь подушку, стряхнёшь, задавишь пару стамеской и всё на том. Но в этом году я понял, что эти «звери» точат ППС не хуже той сердитой мышки. Сами полюбуйтесь. Это ловушка, которая простояла всё лето на своём месте. В одной рамке оказалось немного перги. Этого было достаточно, чтобы в ловушке завелось просто немыслимое количество уховёрток. О каких пчёлах может идти речь? Быть может сильный рой и поселился бы, выгнал этих нахлебников, почистил всё, но пороек вряд ли пошёл бы на столь сомнительное сожительство на грани с конкуренцией. Надо быть внимательней при отборе рамок для ловушек.

Книжный ложноскорпион

Пару слов и информация для размышления ещё об одном насекомом, пардон, паукообразном, которое нередко можно встретить в улье. Книжный ложноскорпион. Страшный «чудо-зверь». Страшный, потому что реально вид пугающий, а чудо, потому что реально — чудо! И это чудо заключается в том, что ложноскорпион полезен для наших пасек, для пчёл — это паукообразное питается в том числе клещами Варроа. Представляете? Это биозащита в чистом виде, если каким-то образом наладить соседство. Есть над чем подумать, не правда ли? Так что, если вдруг такого скорпиончика обнаружите в улье, как я этим летом, будьте к нему доброжелательны ведь это наш союзник в борьбе с Варроа. Люблю скорпионов!)

Я и пчёлыТеперь о планах на сезон 2016. В зиму в 2016 году должно уйти 10 семей. А ещё через год — 25. Как? Ловля роёв и деление имеющихся семей — приоритет, далее по обстановке. Вообще не важно как достичь цель (конечно о нарушениях закона и прочих аморальностях речь не идет), главное, чтобы она была достигнута. Прошедший сезон оказался не таким продуктивным, как хотелось, но это не даёт повода для каких-то поблажек, а как раз наоборот.

Я считаю, что несмотря ни на что, одна из целей достигнута, а именно я показал, что можно начать заниматься пчеловодством с нуля при минимальных затратах, было бы желание. В моём случае затраты оказались вообще не то что минимальные, а почти нулевые. Основная статья расходов — ГСМ. И на данный момент я со своими пчёлами, чего и желаю всем тем, кто ещё до сих пор в раздумьях: быть или не быть.

Чтобы начать нужно лишь начать!

А как прошёл сезон 2015 у вас?

С уважением, Николай Татаренков.



Вашим комментариям здесь рады всегда!
Нажимая кнопку "Отправить комментарий", вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете Политику конфиденциальности

20 Коммент. к заметке: << История и итоги сезона 2015 >>

  1. Александр, Крым Евпатория

    Здорово дружище… Рад, что блог начинает жить… По поводу ловли роев, пришел к выводу, что уж очень охотно пчелки селятся в те жилища, где хотя бы год жила семья… У меня в этом году два лежака с зимовалые семьи в ППС перевел, лежаки стояли там рамка суши старой была, в другом просто пусто так и туда и сюда прилетели рои перваки и к зиме уже на 9 рамках и меда по 2 рамки у них откачал… На ульи из ППС перешел благодаря твоему уроку «как сделать улей» я их себе и сделал, на 2016 год у меня уже 10 семей в зиму отправляются в 2014 была семья и пакет купленный… На 2016 решил делать 10 рамочные ППС, потому как колону из 12 рамок пчелы неохотно осваивают вверх они предпочитают сместиться к южной стенке и им в таком варианте 10 рам с запасом остальные 2 они игнорируют приходиться смещать расплод, чтобы семья в бок немного сместилась… Да и приподнимать 10 рамочный проще и удобней у него совсем другая жесткость… Сейчас после сезона 2015 уже разрабатываю свой улей без юбки, но с фальцами как обкатку продет буду делиться с миром… Хотя заметил что ППС под тяжестью рамок с медом, даже без юбки способен все щели закрыть сам, так как достаточно пластичен…

    • Николай

      Александр, добрый день!
      С тем что рои лучше садятся в обжитые ловушки согласен. Но вот в этом году было две такие, в которые рои ранее уже попадались и они не сработали. Может год такой. Причём на одном месте два года подряд по рою, а в этом ноль.
      Я тоже буду все на 10 рамок делать в дальнейшем.
      По поводу фальцев в местах соединения корпусов нужно хорошо подумать. Потому что отсоединять будет проблематично, ппс там крошиться может.

      • Александр, Крым Евпатория

        В ППУ фальцы не делаю приклеиваю подложку под ламинат 3 мм.. Получается и край ППУ защищается подложка из пластичного материала и такие себе фальцы которые на смыкание очень уплотняют конструкцию и заделывают щели… Ну это первый год, как оттестирую в следующем буду писать…

  2. Эдуард

    Привет коллеги. На счет ульев, они однозначно должны быть деревянными. Представим ситуацию у вас 20 ППС ульев, вы заносите их в зимовник, а следом приходят мыши, крысы и другие любители сладкого. Каждый день в зимовник заходить смотреть и слушать пчел не будешь, раз в неделю посмотришь а то и в две. Страшно представить чего вредители могут натворить за это время! Если использовать ППС ульи для старта с минимальными вложениями то да. Но рано или поздно вы перейдете на деревянные. И пчелам в них безопасней и обрабатывать их проще, горелкой прошелся и порядок. А ппс только химией обрабатывать. :-(

    • Николай

      Эдуард, привет!
      Скажу за себя. Рано или поздно я перейду на ппу ульи заводского производства, а что касается дерева, то поставлю себе несколько колод для души :-)

    • Венер

      А вот скажи мне для чего улья из ППС заносить в зимовник?Мои неплохо зимуют на воле.

      • Николай

        Ну как зачем?) Во-первых, кто как привык и для самоуспокоения в первую очередь) А во-вторых, на ульи так же воздействуют атмосферные и погодные явления, птицы, канди раздавать, опять же, проще в зимовнике под красным фонарём и т.д.
        Но я считаю, что при зимовке на воле семьи более жизнеспособные выходят.

  3. Игорь

    Привет! Я в этом году( второй мой сезон в пасечном деле) делал от сильных семей отводки. Для этого приобрел ппу улья на 4х корпусах Рута( перевожу пасеку на 230- ую рамку.Выбрал 7 семей и в первых числах июля сделал отводки на 4х рамках( 1+3). Маток подсаживал плодных покупных в посылочных клеточках с канди-пробкой. Приняты были 5 маток, двум оставшимся пришлось докупать королев и еще раз повторить процедуру. Приняли, но в развитии эти семейки, конечно тормознули. Плюс неудачный сезон по погоде дал не тот результат, что ожидал. Отводки в зиму ушли полноценными семьями, более/менее равными по силе, но меда от них получил мало — по 20 — 24 кг.
    Задачи на следующий сезон:
    — В конце апреля/начало мая — старт вывода маток. В в начале второй декады мая — формирования отводков. Буду делать на трех рамках( корм/расплод/сушь). В отводки дам маточники -чтобы гарантировать прием.Далее — подсиливаю рамками с расплодом. Облетываться молодые матки будут уже в семьях :-) В основной части пасеки тоже будут заменены матки (на маточники или на плодные матки из «облетников»
    Таким образом пасека будет увеличена с 23 до 55-60 семей.

  4. Дмитрий

    Не в обиду Николаю сделал я улей в этом году с ппс, чесно говоря не ахти. Прополис нормально не убереш, его нельзя использовать в лечебных целях. Хотя это немаловажная статья прибыльности пасеки. Не щет того что пчелы грызут улей грызу все таки не очень, но все таки. В этом году пасека росширилась с одной до 5 симе. Много чего понял и научился. Планы на 2016 росширить пасеку до 20 семей. Нащет себестоемости улья с ппс он дешевле на 15% от дерева. С таким успехом можна купить б/у улья мне так дешевле, потом перейду плавно на новые двохкорпусные дадана с магазинами. Вот так.

    • Николай

      Дмитрий, добрый день!
      Не со всем согласен, но ладно, каждому своё :-)
      Спасибо за комментарий.

  5. Андрей

    Коля, привет. В этом году в в мае, когда цвела акация, словил три роя. В последсвии два объеденил, потому что в одном изчезла матка. К концу июня у меня было две семьи. Она посильнее, другая послабее. По итогу — в зиму ушло две семьи. Одна, та что объеденил, на двух улочках. Вторая посильнее — на 5-6 рамках.
    Тем что послабее 6 сентября дал 2 литра серепа, тоже в пакетах. Выбрали весь. Спустя неделю дал еще столько же — не выбрали и половины. Я его оставил в улье.
    Соответсвенно вопрос, убрать с улья пакеты с несъеденным сиропом?
    И стоит ли в ульях из 50 мм ППС делать закродительные диафрагмы для слабой семьи или можно отправиить их и так в зиму?
    Заранее, благодарен.
    Коля, ты молодец. Спасибо тебе.

    • Николай

      Андрей, привет!
      Пакеты убирать однозначно.
      На двух улочках это очень мало. Не хочу раньше времени расстраивать, но вряд ли такая семья сможет хорошо перезимовать.
      Диафрагмы для ограничения гнезда — да.
      Мне не за что. Вам спасибо.

  6. сергей

    всем привет,Коль по поводу соединения фальцами корпуса ульев это нормальное явление,в этом году один улик делал на фальцах,так вот рассоеденяится хорош ,заводские фальцы срезал а делал самодельные пропиливал фрезером ,(который в этом году сделал) выбирал четверть с одной стороны корпуса а где рамки ставим то с обеих,то есть с краев четверти а по средине остается юбка в 2 см,встает все хорошо пчелки не грызут,по поводу роев я раньше писал что с дочкой поймали роёк на беседке,всех додкормил уложил спать :-) до весны :-) ,теперь делаю рейсмус самодельный,хочу станочки чтобы не рубанком строгать ,циркулярка ,фрейзер,сверлилка ,рейсмус на подходе ,комплект почти для изготовления рамок и уликов :yahoo:

    • Николай

      Привет, Сергей! Здорово, что у тебя получилось с фальцами и ты доволен. Я пробовал и мне не очень понравилось.
      Комплект хорош! :-)

  7. Александр

    Николай и все пчеловоды, привет!
    Никого не убеждаю и не агитирую. В этом году из зимы вышло половина пасеки на дереве, половина — на ППС. По Николая чертежам. Те, которые в ППС-е и дали мне результат в сезоне, а те, что в дереве — до подсолнуха развивались и роились. В эту зиму все пошли в ППС-е. А от мышей много средств борьбы, главное не лениться.

  8. Игорь Трофимов

    Всем привет.
    Я в пчеловодстве только дебютировал в этом сезоне — в конце апреля купил 2 пчелопакета на 4 памках каждый. Сразу поселил их в ППС ульи, сделанные по Колиному примеру.
    В период цветения малины поймал небольшой роёк в ловушку, сделанную, кстати, тоже по Колиному примеру, из фанеры на 8 рамок. А улья нет. Не готов я оказался к такому быстрому успеху)) быстро слепил из оставшихся кусков ппс крышку и дно, взял корпус из одной семьи и вуаля))
    Еще один роёк попался на ловушку, закрепленную на дереве, уже в конце июня — как раз в день моего рождения!!!)) :yahoo: его подарил товарищу.
    Из двух купленных отводков путем подсиливания сделал одну двухкорпусную полную семью и, а во второй семье был магазин с сотовым медом.
    В зиму ушли три полноценных семьи в размере от 9 до 6, 5 улочек.
    В следующем году хочу попробовать ульи из ппс 10-рамочные и на 230.
    Расшириться хочу до 9 семей путем деления и ловли роёв. Спасибо Николаю за этот блог и за помощь в течение всего сезона

  9. Николай

    В 2016 году планирую завести пчёл с помощью роёв. Буду делать ловушки. Деды этим занимались, а мы про рои совсем забыли.

  10. Надежда

    Здравствуйте ,Николай и все уважаемые пчеловоды! этот год был для меня дебютом. Поймать рой (халяву) не удалось, толи у нас в сибири плохо летают, толи ловец из меня не очень. Но две семьи были куплены в деревянных ульях -по 14 рамок- и пересажены в ппс , сделанные мною по вашим чертежам ( за чертежи отдельное спасибо) шишек конечно было не мало, но пчелки моё обучение выдержали! в первый же сезон и тихую смену постигли и голос молодых маток услышала.семьи не роились, чего я очень боялась,что не справлюсь. Меда для себя конечно мало, сказалось отсутствие суши. в зиму ушли 4 семьи, и одна семья большая, в конце августа в ней было 14 рамок расплода. вчера решила посмотреть как зимуют, как с кормами, по осени скормила по 13 л сиропа, в з-х семьх сидя еще возле передней стенки, а вот в само большой уже прошли до противополжной стены, как правильно мне им дать рамку с медом? ЕСЛИ ПОЛОЖУ ЕЕ СВЕРХУ не протечет? и вскрывать ее или нет? подскажите как правильно поступить. Надежда

Вашим комментариям здесь рады всегда!  
Перед добавлением комментария прошу прочесть это

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", вы соглашаетесь на обработку персональных данных и принимаете Политику конфиденциальности
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
 


Copyright P4elovek.ru © 2012 - 2017

Если вы достаточно безумны, чтобы заниматься делом, которое любите - вы обречены прожить жизнь, полную смысла.
   

Политика конфиденциальности

Любое копирование, перепечатка информации без активной ссылки на ресурс p4elovek.ru запрещена.

Вся информация представлена на сайте исключительно для ознакомления с личным мнением автора по вопросам, касающимся пчеловодства. Автор не несет никакой ответственности за использование читателями на практике изложенной информации. 16+